Гайдаю - 95

11:32

Помните кадр в «Кавказской пленнице»: Шурик едет на ослике, ноги до земли? Это привет из военного прошлого Гайдая. Осенью 1941 года его направили в Монголию – объезжать лошадей, которые предназначались для фронта. (От Иркутска, где он жил, до Монголии – совсем близко.) Гайдай был тощий и долговязый, на приземистых монгольских лошадках смотрелся нелепо, ноги свисали. Над ним посмеивались. Но раз это смешно – почему не вставить в комедию? Так,  спустя годы гайдаевский Шурик и въехал на ослике в кино, в историю, в вечность.


В 1958 году вышел первый самостоятельный фильм Гайдая «Жених с того света», в главной роли – Ростислав Плятт, любимец публики. Фильм сильно порезали, он превратился в короткометражный, но все-таки выпустили. Тут взбеленился министр культуры, он счел «Жениха» чуть ли не антисоветским. Это был почти приговор. Но Гайдаю очень благоволил Иван Пырьев, директор «Мосфильма». Дал совет: «Сними патриотическое кино и все будет нормально».
И Гайдай снял фильм «Трижды воскресший», по сценарию Галича. «Воскресший» провалился в прокате. Не мог Гайдай снимать патриотическое, совсем не мог.
Работы не было. Гайдай с женой Ниной уехал в родной Иркутск. Нет, он не сдался, не в его характере. После Монголии он служил в разведке. Однажды забросал гранатами огневую точку врага, добыл пленных. А потом подорвался на мине, чудом выжил, ему собирались ампутировать ногу, к счастью, не стали. Но эта проклятая нога всю жизнь напоминала о себе, щорт побьери!
 Дома у родителей Гайдай забирался на чердак. Там и нашел он свой клад. Его мама складывала на чердаке старые газеты и журналы, просто чтоб утеплить дом. Гайдай в них копался и в газете «Правда» увидел стихотворный фельетон о трех дураках-браконьерах. Фельетон назывался «Пес Барбос и необычный кросс». Там же на чердаке, Гайдай набросал свой сценарий.
«Чердачная» короткометражка с троицей Трус-Балбес-Бывалый оказалась триумфальной. Впереди у Гайдая – самые великие комедии советского кино.
Его алхимическую формулу будут искать сотни режиссеров, тщиться повторить, синтезировать – без толку. Киргуду? – Бамбарбия!
…Прямо на сценарии «Бриллиантовой руки» Гайдай вывел крупно фразу, которую нашел у режиссера Бориса Барнета: «Пока не ощутишь радость – не снимай кадра». Вот и вся тайная формула Гайдая. Только повторить никто не может.
Текстовое описание: Алексей Беляков

  • Share:

Похожие материалы

0 коммент.

Поделитесь этой записью с друзьями!